Старые Боги.
Лето, опять пожары начались, опять по области мотаться. Вот и вспомнил: как-то давно тушили мы церковь в одной деревушке. Пока мы добрались до деревеньки, церковь уже догорала. Странно, почти в центре, а сгорела только она и церковные постройки рядом. Ни один дом в деревне огнём даже не зацепило. Колдовство какое-то. Сбили последние языки огня, хотя спасать уже было нечего. Сколько пожарником работаю, а первый раз видел, что бы огонь из торфяника прямо под полом церкви занялся. И больше нигде, вроде защитное кольцо его держало. Чудеса! Я присел на землю и слушал бормотание полупьяного попика. Он, как старый магнитофон, повторял одно и тоже. Закончит и начинает опять. - Мне не везло с самого рождения. Додумались – в честь деда назвать, Изяславом. Всю школу Изей проходил. Да и фамилия Гнида тоже радовала. Гнида Изя! Пошёл в семинарию, родители уговорили, так то же – оказалось, при крещении дали имя «Онаний». И приход в тараканьем углу, деревенька маленькая, церкви лет триста. Хоть и Подмосковье, а всё гнилое, заброшенное. Люди только по праздникам заходят, и то, больше глазеют, чем молятся. А чего ещё – поп Онан, по-другому они и не воспринимали. И это ещё лучший вариант! Денег нет, несут мало, что сам наработаешь, огород, лес, то и твоё. Ну, рыба ещё… Жили в впроголодь. Жена с детьми уже полгода, как к родителям сбежала, не вынесла такой жизни. Не мог понять, что происходит. Дома крепкие, заборы высокие, все вроде и дружные, но улыбок нет. И мне вслед плюют. Пить начал. Немного, но втянулся. Думал, с прихожанами хоть как-то язык найти, да никто ко мне не хотел идти. Даже выпить, не то, что крестить-отпевать. Три года – как каторга, спивать начал… Заметил, что народ компаниями в лес ходит. Не часто, но без лукошек, ружей. Значит, не охота или грибы. Решил сам найти, зачем, да боязно было. И тропок у них не оставалось, каждый раз другой дорогой ходили. Как-то пошёл за рыбой, выпивший был. Забрёл куда, не помню. Берег незнакомый, осины кругом. И, вроде, голоса, уже уходили. Вышел на полянку, а там столбы какие-то. Старые. Пригляделся – идолы! Старые, черные, старше церквушки. И свежим жиром и кровью вымазаны. Вмиг протрезвел, бегом домой, но дорогу запомнил. Второй раз пришёл с телефоном, хоть чем-то сфотографировать. Дома по книгам, фотографии с рисунками сравнивать. И нашёл таки! Мокшень кой, вера старая. А место на кереметь похоже, недобрым старым Богам там поклонялись. Как и положено – лесистый берег реки, осины. И идолы. Страшные идолы! Яшкамава, Яшкаматя и Масторатя. Богиня и Бог холода и Бог Подземного мира, погань языческая! Вот что они в лесу делали! Я за топор и туда. Да дерево такое старое и крепкое, что только слабые зарубки на идолищах получались. Так и не успел ни одного свалить, как звон услышал, пожар. Бегом в деревню, а там церковь горит. Вроде, внутри сама занялась. И сильно! Местные хоть и тушили, но лениво, так, что бы на их дома не перекинулось. Тут я всё и сообразил. Вокруг старые леса, болота, торфяники. Горят годами, десятилетиями. И в деревеньке и окрестных хуторах – ни одного пожара! Ни одного сруба сгоревшего, ни искорки! Огонь всегда их стороной обходил. Да и сейчас, только церковь сжёг. Мешала она погани языческой. Или я мешал, не туда полез. Что теперь гадать. За старую церковь меня по головке не погладят, а за идолов селяне и убить могут. Они ещё не видели, что я там делал. Бежать надо! Бежать! Заберите меня с собой! Нельзя Старые Силы трогать! Они – Истинные, мстят страшно! Заберите меня… – глаза у попа совсем безумными стали. Пожалел его тогда, забрали. В райцентре следствие, милиция. Потом больница, совсем попик умом тронулся. Это я позже узнал, когда про «несгораемую больницу» легенды пошли. Сколько пожаров вокруг, а её огонь стороной всегда обходит. Для интереса проехался туда, вроде с проверкой. А там под забором вся земля идолами небольшими утыкана. И попик наш, режет их из дерева и в землю втыкает. Даже, рассказали, на кухне договорился, кровь и жир берёт и их мажет. А так тихий, спокойный. Бубнит что-то про себя, и всё. Вот теперь и разберись, какая вера правильная.
|